К столь неожиданным мыслям приводят не только само существование брачного договора и отношение брачующихся к содержимому документа, но и следующие пункты в нём:
- Находясь в браке с Хаталой, Лакипум не будет брать вторую жену. При этом у него остаётся право участвовать в религиозных обрядах сексуального характера (посещать проституток в храмах Ашшура – столицы Ассирии);
- Семья образуется для продолжения рода. Если супруга не сможет родить ребёнка по истечении двухлетнего срока, она должна купить из своих денег мужу рабыню, которая сделает это вместо неё;
- При разводе инициатор процесса выплачивает другому несколько килограмм серебра.
Как видно, в ассирийском государстве у свободных мужчин и женщин были примерно такие же права в финансовой и социальной сфере, как и сейчас.
Жена вполне могла быть инициатором развода. Более того, она, как и наши современницы, имела полное право выбирать: рожать ей или нет. Правда, и в первом, и во втором случае ей пришлось бы раскошелиться. Вместе с тем, сама необходимость это сделать при описанных ситуациях, говорит о её материальной независимости.
Есть и ещё один важный момент, который отдаёт должное благочестию жителям древней цивилизации: нынешние представители сильного пола, изменяя супруге, делают это не в рамках религиозного действа...
Так что, да, если бы Хатала и Лакипум перенеслись через четыре столетия в будущее, адаптироваться к условиям им было бы не очень трудно - социальная и психологическая жизни человека, как мы видим, особых изменений не претерпели.
Подписывайтесь на мой канал в ЯндексДзен